stranyigoroda.ru - Страны и города Моментальные покупки ЗДЕСЬ!
    Вы находитесь в разделе:  Германия (Выберите раздел)
 
 
Как дорого обходится тиснение золотой фольгой? О ценах тиснения фольгой расскажут в Логипаке!
Германия
 

Федерати́вная Респу́блика Герма́ния (Герма́ния, или ФРГ; нем. Deutschland или Bundesrepublik Deutschland [ˈbʊndəsʁepuˌbliːk ˈdɔʏtʃlant]) — государство в Центральной Европе. Граничит с Данией, Польшей, Чехией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами. На севере его естественную границу образуют Северное и Балтийское моря. Названо по этнониму племени — германцы.

Берлин — столица и резиденция правительства; некоторые министерства расположены в Бонне. Форма правления — парламентская республика, форма государственного устройства — симметричная федерация. Государство состоит из 16 частично независимых земель. Германия является членом Европейского союза, принимает активное участие в НАТО (первые боевые действия после 1945 года — бомбардировка Югославии), входит в «Большую восьмёрку», претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

Содержание
1 Название
2 История
3 Государственное устройство
3.1 Внешняя политика
4 Административное деление
5 Физико-географическая характеристика
5.1 Рельеф
5.2 Реки и озёра
5.3 Климат
5.4 Города
6 Экономика
6.1 Полезные ископаемые
6.2 Сельское хозяйство
6.2.1 Винодельческая промышленность
6.2.1.1 Экспорт вина
6.3 Валовой национальный продукт
6.4 Часовая промышленность
6.5 Транспорт
6.6 Энергетика
6.7 Занятость населения
7 Население
7.1 Структура населения
7.2 Языки
7.3 Вероисповедание и мировоззрение
8 Профсоюзы Германии
9 Система социальной защиты населения
10 Культура
10.1 Праздники
10.2 Знаменательные даты
10.3 Карнавалы и народные гуляния
11 Спорт
12 Образование
12.1 Высшее образование
12.2 Наука
13 СМИ
13.1 Газеты и журналы
13.2 Телевидение и радио
13.2.1 Исторические особенности немецкого телерадиовещания
13.2.2 Современное положение телерадиовещания в ФРГ
14 Вооружённые силы
15 Политическая жизнь
16 Достопримечательности
16.1 Замки и крепости
16.2 Исторические строения
16.3 Церкви и соборы
16.4 Ландшафты и виды
16.5 Достопримечательности
16.6 Техника и культура
 
 Название
Полное название страны является исключением из правил русского языка, в нём склоняются только первые два слова: в Федеративной Республике Германия.[4]

 История
История Германии
 Древность
Древние германцы
Великое переселение народов
Средние века
Франкское государство
Восточно-Франкское королевство
 Священная Римская империя
Создание единого государства
 Рейнский союз
 Германский союз


Революция 1848—1849

Австро-прусская война 1866

 Северогерманский союз


Франко-прусская война 1870-1871

Объединение Германии 1871

Германский рейх
 Германская империя


Первая мировая война

Версальский договор

 Веймарская республика
 Третий рейх


Вторая мировая война

Германия после Второй мировой
 Зоны оккупации: амер. + брит. + сов. + франц.
Депортация немцев
 ФРГ +  ГДР +  Зап. Берлин
Объединение Германии 1990
 Современная Германия
 

Основная статья: История Германии
Настоящая статья представляет собой краткий очерк истории Германии, а также исторических процессов, происходивших на территории современной ФРГ. Более подробная информация находится в статьях История Германии, История ФРГ и История ГДР.

Существуют доказательства того, что человек впервые появился на территории современной Германии около 700 тыс. лет назад. Около 500 тыс. лет назад появились первые постоянные поселения.

Первые упоминания о германцах и кельтах появились в трудах древних греков и римлян. Одно из первых упоминаний о германцах относится к 98 г. Оно было сделано римским летописцем Тацитом (Tacitus). Вся территория современной Германии к востоку от Эльбы (славянской Лабы) до X в н. э. были заселена славянскими племенами [5] (см. подробнее: полабские славяне). К XII—XIV векам эти земли постепеннно вошли в состав тех или иных немецких государственных образований, составлявших так называемую Священную Римскую империю. По мере пребывания этих территорий в составе немецких государств, за несколько столетий, местные славяне постепенно, практически полностью онемечились. Этот процесс растянулся до позднего средневековья и начала нового времени, а местами, с последним, ещё не до конца онемечившимся славянским народом Германии — лужичанами, длится до сих пор.

После распада Римской империи в Западной Европе образовалось Франкское государство, которое спустя три века, при Карле Великом, превратилось в империю (800 г.). Империя Карла охватывала территории ряда современных государств, в частности Германии. Однако империя Карла Великого просуществовала недолго — внуки этого императора поделили её между собою, в результате чего образовались три королевства — Западнофранкское (впоследствии Франция), Восточнофранкское (впоследствии Германия) и Срединное королевство (вскоре распавшееся на Италию, Прованс и Лотарингию).

Традиционно датой основания Германского государства принято считать 2 февраля 962 г.: в этот день восточнофранкский король Оттон I был коронован в Риме и стал императором Священной Римской империи.

Несмотря на попытки императоров объединить «Священную Римскую империю», она распалась на многочисленные независимые государства и города. После Реформации и Тридцатилетней войны власть императора всё ещё оставалась номинальной.

Такое положение сохранялось до 1806 г., когда германский кайзер Франц II, который как раз перед этим в 1804 г. стал также кайзером австрийского многонационального государства, покинул престол под давлением французского императора Наполеона. При Наполеоне Бонапарте количество немецких княжеств и вольных городов значительно сократилось. Венский конгресс способствовал дальнейшему объединению Германии, в результате чего из 38 германских государств образовался свободный Германский союз под главенством Австрии. После революции 1848 г. стал назревать конфликт между наращивающей своё влияние Пруссией и Австрией. Это привело к войне 1866 года, в которой Пруссия одержала победу и присоединила ряд немецких княжеств. Германский союз распался.

 
После Второй мировой войны: Разделение Германии и Австрии на зоны оккупацииВ 1871 г. прусский король Вильгельм провозгласил себя императором новой Германской империи («второго рейха»), канцлером которой был назначен Бисмарк. Этот период характеризуется агрессивной колониальной политикой, в том числе захватом колоний в Африке с элементами геноцида африканских народов.

В 1914 г. Германия вступила в Первую мировую войну, проигрыш в которой привел к крушению империи и созданию так называемой Веймарской республики.

В 1933 г. канцлером Германии был назначен Адольф Гитлер, получивший впоследствии неограниченную власть, в результате чего его экспансионистская и реваншистская политика в 1939 г. вылилась во Вторую мировую войну.

Потерпев поражение во Второй мировой войне, Германия была разделена на зоны оккупации. В результате появились: на западе — Тризона Германии или Западная Германия, с 1949 г. Федеративная Республика Германии (ФРГ) — так называемая Боннская республика, на востоке — Советская зона Германии или Восточная Германия, с 1949 г. Германская Демократическая республика. В связи с попытками Франции отделить Саар от Германии, с 1947 по 1956 годы существовал также протекторат Саар (с 1957 года вошёл в состав ФРГ).

В 1990 году западная и восточная части Германии объединились.

Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены СССР с ГДР в 1949 году, с ФРГ — в 1995).

 Государственное устройство
Основная статья: Государственный строй Германии
См. также: Политическая система ФРГ, Политические партии ФРГ и Конституция ФРГ.
Берлин — столица ФРГ. Между тем, в ходе длительных переговоров относительно условий переноса столицы из Бонна в Берлин, Бонну удалось оставить на своей территории большинство офисов федеральных министерств, а также целый ряд главных офисов важнейших федеральных ведомств (например, федеральной счётной палаты). Германия — демократическое, социальное, правовое государство. Она состоит из 16 земель. Государственное устройство регламентировано Основным законом Германии. По форме правления ФРГ — парламентская республика.

Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией.

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

Германский Бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и уполномочены большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель. Парламенты во всех землях, кроме Баварии однопалатные.

 
Ведомство федерального канцлера Германии в БерлинеИсполнительная власть на федеральном уровне представлена Федеральным правительством, во главе которого стоит бундесканцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

Германский «скрытый» федерализм

'Говоря о форме государственного устройства, к Германии часто применяют термин «скрытое» федеративное государство.

Хотя Основной закон закрепляет распределение полномочий на уровне федеральных земель и федерации в целом, в нём в то же время объединены преимущества централизованного государства с преимуществами федеративного государства

Например, граждане чаще всего решают вопросы через земельные власти и местные администрации, которые осуществляют свою деятельность по поручению земель (согласно принципу субсидиарности[6]).

Однако общественная жизнь регулируется большой частью федеральными законами. Смысл в том, что согласно Основному закону, необходимо стремиться к выравниванию жизненных условий во всех федеральных землях Германии, которые определяются социальной и экономической политикой государства.

Итак, социальная и экономическая сферы общественной жизни регулируются главным образом федеральными законами. В данном аспекте германское федеративное государство схоже с централизованным.

С одной стороны, земельные органы управления, исполняют законы данной федеральной земли, что характерно для федеративного государства. С другой стороны, они исполняют большинство федеральных законов, что нетипично для федеративного государственного устройства [7]

Этапы реформирования федеративной системы

После принятия Основного закона в 1949 году власти ФРГ неоднократно предпринимали попытки усовершенствовать федеративную систему. Первая крупномасштабная реформа была осуществлена правительством «большой коалиции» (ХДС/ХСС-СДПГ) при канцлере К-Г. Кизингере в 1966-69 годах. В результате реформы переплетение интересов земель и федерального центра получило новое измерение.

В финансовой сфере был введён принцип «кооперативного федерализма», который станет одним из камней преткновения на современном этапе истории ФРГ.

При правительстве Шрёдера (1998—2005) была поставлена цель провести масштабную конституционную реформу федерализма, чтобы упростить политические процессы в стране, сделать их более прозрачными для населения и менее зависимыми от сиюминутных партийных расчётов. Реформа была призвана перераспределить полномочия между центром и субъектами федерации, уточнить законодательную компетенцию между Бундестагом и бундесратом и в итоге повысить дееспособность государства в целом.

Число законов, требующих обязательного одобрения бундесрата планировалось сократить до 35-40 % за счёт изъятия законов о принципах администрирования всех земель из механизма согласования с бундесратом. То есть в будущем земли должны будут исходить из федеральных установок, что предполагает наделение ландтагов большей ответственностью.

В марте 2003 года Конвент по проблемам федерализма (в составе глав земельных парламентов и руководителей фракций представленных в них партий) одобрил «Любекское заявление», содержащее конкретные меры по модернизации федеративной системы.

17 октября 2003 года была создана Комиссия по федерализму, куда вошли тогдашний генсек СДПГ Ф. Мюнтеферинг и председатель ХСС и премьер-министр Баварии Э. Штойбер.

18 ноября 2005 года был подписан коалиционный договор ХДС/ХСС и СДПГ («Вместе за Германию — с мужеством и человечностью»), в котором были оговорены предложения данных партий по разграничению полномочий и ответственности между землями и центром.

7 июля 2006 года после одобрения бундесратом реформа вступила в силу.

Пакет нововведений охватывает следующие сферы:

1. Образование Теперь текущие вопросы образования отошли в компетенцию земель, причем им напрямую будут перечисляться средства из федерального бюджета. Это исключает нецелевое использование полученных средств.

2. Распределение доходов. Федеральные законы не могут ставить перед городами и общинами задачи, требующие от органов местного самоуправления дополнительных материальных расходов. Если федеральные законы вторгаются в компетенцию земель, эти законы обязательно должны быть получить согласие бундесрата.

3. Высшая школа. Полностью отошла в компетенцию земель. Федерация может участвовать в финансировании научных исследований, но лишь с согласия земель.

4. Охрана окружающей среды Федерация может разрабатывать рамочное законодательство, однако земли могут принимать решения, отходящие от него. При этом необходимо учитывать и нормативные акты ЕС по защите окружающей среды.

5. Бюджет Введение «Пакта стабильности по образцу ЕС». В связи с проблемой долгов земель, эвентуальные долговые санкции на 65 % лягут на плечи федерации, и на 35 % — на плечи земель.

6. Земельное законодательство В компетенцию земель вошли жилищное право, вопросы собраний, объединений и печати, пенитенциарная система, законодательство об охоте, часы работы магазинов, правила открытия ресторанов.

7. Борьба с терроризмом Исключительная компетенция федерации (Федеральное ведомство уголовной полиции), наряду с атомной энергетикой, регистрацией граждан, регулирование оборота оружия и взрывчатых веществ.

8. Государственная служба Компетенция земель[8].

15 декабря 2006 года стартовал новый этап реформы федерализма. Основные нерешенные на 1 этапе вопросы: уменьшение долгов земель, перекосы в финансовых отношениях федерация—земли и самими землями.

Суть проблемы в том, что все земли должны выполнять общефедеральные задачи, однако возможности у них для этого очень разные.

Поэтому в Конституции ФРГ (абз.2 ст.107) зафиксировано, что «законом должно обеспечиваться соразмерное выравнивание различий в финансовых возможностях земель; при этом должны учитываться финансовые возможности и потребности общин» Для этого существовала процедура выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, то есть часть средств «богатых» земель перераспределяется в пользу «бедных», иногда — с вливаниями и из федерального бюджета[9]

Формально федеративное государственное устройство в ФРГ имеет два уровня: федерация как целое государство и земли как члены этого государства. Но в реальности существует и «третий», неформальный уровень отношений федерации и земель — «кооперативный федерализм»; то есть наряду с горизонтальной самокоординацией земель сложилась практика вертикальной координации по оси федерация-земли: участие федерации в земельном финансировании. В рамках вертикальной координации создаются комиссии из представителей федерации и земель.

Основные проблемы горизонтальных и вертикальных отношений в ФРГ связаны с распределением финансовых средств между богатыми и бедными федеральными землями и реализацией принципа «равноценности» жизненных условий.

«Горизонтальное» выравнивание позволяет оказывать помощь слабо развитым регионам путём перераспределения доходов, которые федерация и земли получают совместно (корпорационный и подоходный налог). Подобное положение вызывает много нареканий, прежде всего со стороны либералов (СвДП, О. Ламбсдорф), которые выступают за снижение «благотворительной» роли государства.

С подобными предложениями согласны также и политики других партий. Например, премьер-министр Баварии Штойбер (ХСС) требует усиления регионализации, а премьер-министр Баден-Вюртемберга Тойфель (ХДС) — сократить число земель и увеличить легислатурные (законодательные) сроки.

Кратко их идеи по реформированию федерализма можно сформулировать так:

1.Присвоение каждому уровню своих налоговых полномочий; переход всех земель в статус «солидных финансовых единиц»;
2.Сокращение «горизонтального выравнивания» земельных бюджетов;
3.Отмена смешанного финансирования;
4.Уменьшение законодательной компетенции федерации в пользу земель путём ограничения полномочий центра такими сферами, как оборона, правопорядок, права человека, внешняя политика и «рамочное» регулирование вопросов экологии, экономики и социальной политики;
5.Существенное ограничение права вето Бундесрата. Общие принципы администрирования в землях были изъяты из тем законопроектов, требующих обязательного одобрения Бундесрата.
Поиски более эффективной модели федерализма осложняются в ФРГ тремя факторами: обострением противоречий между бедными и богатыми землями, наличием конкурирующих проектов крупных политических партий и потребностями европейского федерализма, вынужденного учитывать как опыт государств с централизованным управлением (Англия и Франция), так и опыт федераций (ФРГ).[10]

 Внешняя политика
Во внешней политике ориентированный на Запад канцлер ФРГ К.Аденауэр(1949-63) действовал согласно лозунгу идеолога южногерманского либерализма К.Роттека: «Лучше свобода без единства, чем единство без свободы». Европейская политика Германии 1949-63 гг. как соотношение цели и средств делится на два этапа.

На первом этапе (с 1949 г. до середины 50-х гг.) она была средством, при помощи которого западная Германия планировала восстановить свою экономику, создать собственные вооружённые силы и добиться признания мировыми державами. Внешняя политика проводилась ради внутренней.

На втором этапе (с середины 50-х гг. по 1963 г.) теперь уже внутренняя политика проводилась ради внешней: Германия стремилась стать не просто независимым, но и сильным государством.[11] Европейская военная политика ФРГ в 1958-63 гг. основывалась на сближении с Францией (ось «Берлин-Париж») и отказе от плана «многосторонних ядерных сил», предложенного США. Подписание соглашения о немецко-французском сотрудничестве подвело черту под многовековым противостоянием этих государств.

Аденауэр признал установленное Петерсбергскими соглашениями международное управление промышленностью Рура, рассматривая это как основу будущей западноевропейской интеграции. В 1950 г. Аденауэр принял разработанный Р. Шуманом план создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Аденауэр также поддерживал идею создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС), предложенную У.Черчиллем.

В 1952 г. был подписан Боннский договор, отменивший оккупационный статут и предоставивший ФРГ государственный суверенитет.

5 мая 1955 г. вступили в силу Парижские соглашения, важнейшим из которых стала договоренность о вступлении ФРГ в НАТО. Тем не менее, в то время суверенитет Германии нельзя было назвать полноценным: иностранные войска оставались на её территории, ФРГ была лишена права обладать многими видами стратегического оружия.[12]

В 1959 г. в Женеве прошла конференция четырёх держав: США, Великобритании, СССР и Франции, которая закончилась фактическим признанием существования двух немецких государств: ФРГ и ГДР.

Одним из важных приоритетов внешней политики ФРГ является углубление интеграции государств Евросоюза. Германия играет решающую роль в построении и организации европейских структур. При этом с самого начала преследовалась цель развеять послевоенный страх стран-соседей перед Германией и сделать излишними ограничения, введённые советскими оккупационными силами. С 1950 г. ФРГ стала членом Совета Европы, а в 1957 г. подписала Римские соглашения, которые стали фундаментом в создании Европейского союза: ФРГ вошла в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом).

Итак, важными результатами европейской политики Западной Германии в 1949-63 гг. стали: признание суверенитета Германии и её статуса важного европартнера и начало формирования основ экономического могущества ФРГ.

Во время холодной войны внешняя политика ФРГ была сильно ограничена. Одной из главных её задач было воссоединение с Восточной Германией. Военно-политически Германия была тесно связана с блоком НАТО. На территории Западной Германии были размещены американские ядерные боеголовки.

Современная Германия по праву считается узловым центром как между Востоком и Западом, так и между Скандинавским и Средиземноморским регионами, странами Центральной и Восточной Европы.

С присоединением ГДР к ФРГ была устранена угроза использования ГДР в качестве плацдарма развёртывания иностранных войск, исключен риск превращения Германии в объект применения ядерного оружия, а также опасной игры «третьих стран» на противоречиях ГДР и ФРГ.[13]

До недавнего времени одним из самых спорных был вопрос о возможности использования германских вооружённых сил за пределами сферы совместной ответственности НАТО.

Согласно конституции ФРГ не имеет права принимать участия в захватнических войнах. Это ограничение является предметом постоянных споров. Её вооружённые силы стоят на защите суверенитета и целостности Германии и стран НАТО.

Лишь с недавнего времени бундесвер принимает участие в различных мероприятиях, направленных на поддержание мира. Это стало возможным после решения Конституционного суда, допустившего использование ВС ФРГ для миротворческих миссий ООН, причем для каждого конкретного случая требуется согласие бундестага, которое до сих пор давалось только с временными ограничениями. При этом разрешается применение оружия только для самозащиты. Все попытки различных партий добиться от Конституционного суда пересмотра этого вопроса пока отвергались. Германские войска принимали и принимают участие в разрешении следующих конфликтных ситуаций:

1992—1996 — Операция SHARP GUARD с применением военных кораблей и самолетов-разведчиков в Адриатическом море против Югославии;
1993 — Операция сил ООН в Сомали UNOSOM II;
1999 — Война НАТО против Югославии (разведка и задачи по обеспечению);
2002 — 2007 — Война НАТО в Афганистане (разведка и задачи по обеспечению);
с 2002 — Операция Enduring Freedom с участием военно-морского контингента в прибрежных водах Восточной Африки и Средиземном море;
2003 — с самолетами-разведчиками AWACS, с правом пересечения воздушного пространства Ирака, но без права оккупации.
2006 — Участие в вооружённой миссии ЕС по обеспечению выборов в Конго
2006—2007 — Охрана прибрежных вод Ливана с целью пресечения контрабанды оружия (в рамках миссии UNIFIL)
 Административное деление
Основная статья: Административное деление Германии
Германия — государство с федеративным устройством; в составе 16 равноправных субъектов — земель (Länder; см. земли республики Германия), три из них — города (Берлин, Бремен и Гамбург).

Земля Столица Немецкое название земли Немецкое название столицы
1. Баден-Вюртемберг Штутгарт Baden-Württemberg Stuttgart
2. Свободное государство Бавария Мюнхен Freistaat Bayern München
3. Берлин Берлин Berlin Berlin
4. Бранденбург Потсдам Brandenburg Potsdam
5. Свободный ганзейский город Бремен Бремен Freie Hansestadt Bremen Bremen
6. Свободный и ганзейский город Гамбург Гамбург Freie und Hansestadt Hamburg Hamburg
7. Гессен Висбаден Hessen Wiesbaden
8. Мекленбург — Передняя Померания Шверин Mecklenburg-Vorpommern Schwerin
9. Нижняя Саксония Ганновер Niedersachsen Hannover
10. Северный Рейн-Вестфалия Дюссельдорф Nordrhein-Westfalen Düsseldorf
11. Рейнланд-Пфальц Майнц Rheinland-Pfalz Mainz
12. Саар Саарбрюккен Saarland Saarbrücken
13. Свободное государство Саксония Дрезден Freistaat Sachsen Dresden
14. Саксония-Анхальт Магдебург Sachsen-Anhalt Magdeburg
15. Шлезвиг-Гольштейн Киль Schleswig-Holstein Kiel
16. Свободное государство Тюрингия Эрфурт Freistaat Thüringen Erfurt

Более мелкое деление включает 438 округов (нем. Kreis).

 Физико-географическая характеристика
 Рельеф
Основная статья: География Германии
 
Деление по первым цифрам почтового индекса (PLZ). Зелёные линии — границы федеральных земельСеверная часть Германии представляет собой сформировавшуюся во время ледникового периода низменную равнину (Северо-Германская низменность, самая низкая точка — Нойендорф-Саксенбанде в Вильстермарше, 3,54 м ниже уровня моря). В центральной части страны к низменности с юга примыкают покрытые лесом предгорья, а южнее начинаются Альпы (самая высокая точка на территории Германии — гора Цугшпитце, 2 968 м.).

 Реки и озёра
По территории Германии протекает большое количество рек, наиболее крупными из которых являются Рейн, Дунай, Эльба, Везер и Одер, реки соединены каналами, наиболее известный канал — Кильский, который соединяет Балтийское и Северное моря. Кильский канал начинается в Кильской бухте и оканчивается в Устье реки Эльба. Самое крупное озеро в Германии — Боденское, площадь которого 540 кв. км, и глубина 250 м

 Климат
Погода часто носит переменчивый характер. Посреди лета может быть тепло и солнечно, но уже на следующий день может стать холодно и пойти дождь. По-настоящему экстремальные природные явления (сильные засухи, торнадо, штормы, сильный мороз или жара) относительно редки. Это также связано с тем, что Германия находится в умеренном климатическом поясе. За последние несколько лет в Германии, как и во всей Европе, произошло несколько масштабных наводнений, но принимая во внимание долгую историю Германии, это скорее редкие природные явления. Многие склонны видеть в этом свидетельства потепления климата. Летом 2003 Германия пострадала от засухи: «лето столетия», как его окрестили в СМИ, было одним из самых жарких на протяжении нескольких последних десятилетий. Последствием засухи, среди прочего, стали значительные неурожаи. Землетрясений с тяжёлыми последствиями в Германии до настоящего времени не происходило. Это можно объяснить тем, что Германия находится на Евразийской плите. Так как внутри Германии нет границ между тектоническими плитами, то землетрясения происходят относительно редко. Средняя температура июля +19. Средняя температура января 0 градусов по Цельсию. Среднегодовая температура +5-+10 градусов по Цельсию.

 Города
Самыми крупными городами Германии являются Берлин, Гамбург, Мюнхен и Кёльн. Следующим по значимости является пятый по численности населения город Германии и финансовая метрополия Франкфурт-на-Майне, самый крупный аэропорт Германии. Это второй по размерам аэропорт Европы и первый по объёмам прибыли от грузовых авиаперевозок. Рурский бассейн — регион с самой высокой плотностью населения.

См. также: Список городов ФРГ.
 Экономика
Основная статья: Экономика Германии
Преимущества [14]: значимая европейская промышленная держава. Эффективная промышленность имеет выгоду от низкой инфляции (2,5 %). Рабочая сила имеет репутацию основательных и продуктивных работников. Сильные отрасли: автомобилестроение, тяжелая промышленность, электроника и химпром.

Слабые стороны [15]: заниженная оценка затрат на модернизацию Восточной Германии. Высокие социальные затраты. Дефицит специалистов, особенно в области хай-тек; население все больше стареет. Стабильный уровень безработицы (11 %). Конкуренция со стороны быстро развивающихся стран Азии. Относительно небольшое количество малых фирм.

 Полезные ископаемые
Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося и на весь Центральноевропейский регион, — уголь, как каменный (Рурский бассейн), так и бурый. Поэтому её экономика сконцентрирована преимущественно на секторе промышленного производства и сфере услуг.

 Сельское хозяйство
Германия — не только высокоиндустриализованная страна, а ещё и мощный производитель сельскохозяйственной продукции — более двух третей потребностей немецкого населения в продовольствии удовлетворяются местными изготовителями. Большие территории страны используются для занятия сельским хозяйством. Несмотря на это в сельском хозяйстве заняты лишь 2—3 % от общего числа работоспособного населения. Используется около 50 % территории, животноводство (крупный рогатый скот и свиноводство), зерновые культуры (рожь, овёс). Важнейшие аграрные продукты: зерновые, картофель, сахарная свекла, овощи, фрукты, виноград, молочная продукция, говяжье и свиное мясо, птица Зерновые культуры занимают в западных землях более 3/5 пашни, в восточных — 1/2. Основная продовольственная культура — пшеница, но выделяется Германия в Европе производством ржи, овса, ячменя. Некоторые сорта ячменя выращиваются специально для производства пива. Продовольственным зерном Германия обеспечивает себя полностью. В Баварии находятся крупнейшие районы выращивания хмеля. Важное значение имеют картофелеводство и выращивание сахарной свеклы. По долинам Рейна и его притоков (на западе страны) распространено виноградарство, садоводство. Германия является настоящей Меккой спортивных пород лошадей, которых в этой стране выведено более трёх десятков. Это тракененская, ганноверская, голштинская, ольденбургская, вестфальская, баварская верховая, мекленбургская верховая, гессенская и т. д.

 Винодельческая промышленность
Хотя Германия известна как «пивная страна», с 2001 года её жители покупают вина больше, чем пива. В 2005 году, по данным «Немецкого института вина», объём потребляемого вина в абсолютных цифрах составил около 16 млн гектолитров, а в структуре потребляемых вин основную часть (около 40 %) занимают напитки производства самой Германии, около 13 % занимают вина Франции, немногим меньше — вина Испании.

На виноградниках страны ежегодно производится не менее 8 млн гектолитров винных напитков, причём производители стараются повысить их качество. В 2005 году 57 % вин реализовано через сети сравнительно дешёвых супермаркетов, но средняя стоимость проданного составила 2,8 евро за литр, что, например, вдвое дороже, чем в Великобритании, Нидерландах или Швеции.

Длящийся с начала этого века бум на потребление вина привёл к тому, что инвестиции в винодельческую отрасль, в её качественный рост, составили б́ольшую долю затрат производителей, стремящихся удовлетворить и количественный, и качественный рост спроса на вино в стране. В частности, непрерывно расширяются посадки под производство красного вина: в начале 1980-х это было около 10 % от всех площадей, то в 2005 году доля виноградников для производства красного вина составляла уже не менее 35 %.

 Экспорт вина
В 2005 году посадки винограда сорта «рислинг», являющегося основой винного экспорта Германии, занимают около 20 % из 100 000 га немецких виноградников. Первым по объёму германского импорта является британский рынок, на втором месте — рынок США, который в 2006 году потребил немецкого вина на сумму 100 млн долларов. Доля Японии начала сокращаться, в связи с чем немецкие виноградари прилагают усилия для восстановления своих позиций в этой стране. Например, одна из фирм приняла решение выращивать в Германии традиционную японскую лозу косю, чтобы впоследствии экспортировать произведённое вино в страну Восходящего солнца.

 Валовой национальный продукт
С уровнем ВВП, превышающим 2,585 триллионов евро, Германия находится на пятом месте в мире (после США, КНР, Японии и Индии). Кроме того, ФРГ занимает одно из лидирующих мест в мире по объёмам экспорта. Экспортируемая продукция известна во всем мире под маркой Made in Germany. По уровню жизни страна занимает 23 место в мире, согласно Human Development Index.

Доля Германии в мировом ВВП — 8 %
Доля Германии в ВВП стран Евросоюза — почти 30 %
ВВП на душу населения — примерно 25 тыс.долларов
Дефицит государственного бюджета на 2006 год — 1,7 %
Государственные расходы в Германии составляют до 50 % ВВП страны.
На предприятия малого и среднего бизнеса в Германии приходится примерно 70 % рабочих мест и 57 % произведенного ВВП.
В общем ВВП на промышленность приходится — 38 %, на сельское хозяйство — 2 %, на сферу услуг — 60 %.
Теневой сектор экономики равен приблизительно 15 % от ВВП
 Часовая промышленность
Германия занимает далеко не последние места по объёмам и качеству производимых в стране часов и часовых механизмов. Центром часовой промышленности Германии является небольшой городок Гласхютте (Glashutte). Здесь сконцентрирована большая часть фабрик, производящих наручные часы и механизмы к ним. Также важным звеном часовой промышленности являются производители интерьерных часов и механизмов к ним. Самые известные из них: Hermle и Kieninger

 Транспорт
Германия отличается высоким развитием всех видов транспорта. Поскольку Германия расположена в самом центре Европы, её густая транспортная сеть не только обслуживает потребности её собственной высокоразвитой, передовой экономики, но и обеспечивает связи с соседними странами, в первую очередь сообщение Северной и Северо-Западной Европы с Австрией и Швейцарией и далее, через альпийские туннели и перевалы, с Италией. Главной водной транспортной артерией Германии является Рейн, отличающийся ровным и спокойным течением. Речные бассейны Рейна и Дуная были связаны друг с другом после сооружения канала от Майна. Каналы, проложенные через Рурскую область, соединяют её с северогерманскими портами Эмден, Бремен и Гамбург. Паромные линии соединяют балтийские порты Путтгарден (под Любеком) и Варнемюнде (Росток) с крупнейшим датским островом Зеландия, а порт Засниц на Рюгене — с южной Швецией. Главный западногерманский аэропорт, крупнейший во всей континентальной Европе, находится во Франкфурте-на-Майне. Крупнейшими после Франкфуртского являются аэропорты Мюнхена и Дюссельдорфа. Ведущая авиационная компания Германии — «Люфтганза». Помимо воздушных, она осуществляет железнодорожные перевозки между Кёльном, Дюссельдорфом и Франкфуртом. В объединенной Германии общая длина железнодорожных путей достигла в 1996 году 42 тыс. км. Пассажирские перевозки осуществляют в основном скоростные поезда. В большинстве крупных западногерманских городов получили развитие новые элементы транспортной инфраструктуры, связавшие в единую сеть наземное городское и пригородное железнодорожное сообщение, метрополитен, трамвайные и автобусные линии. Несмотря на усилия правительства повысить роль железнодорожного транспорта в грузовых перевозках, в ФРГ они осуществляются главным образом по автодорогам (за исключением транспортировки тяжелых грузов). Роль грузового автотранспорта растет и в международных перевозках. Частные поездки граждан также большей частью осуществляются на автомобилях. К 1998 протяженность общегерманской сети скоростных автодорог (автобанов) составила 11,2 тыс. км. Западногерманские автобаны напрямую, через государственную границу связаны с аналогичными сетями автострад в Дании, Нидерландах, Бельгии, Франции и Австрии. Самыми крупными транспортными узлами являются большие города, такие как Берлин, Мюнхен, Гамбург, Бремен, Бонн, Кёльн и Франкфурт, а самыми крупными узлами водного транспорта являются города, расположенные на берегах рек и морей. Основу транспортной системы составляют железные дороги, перевозящие в год около 2 млрд пассажиров. Их протяженность — более 39 тыс. км.[16] Некоторые дороги приспособлены для движения высокоскоростных поездов InterCityExpress. На начало 2003 г. в ФРГ было зарегистрировано 53 млн автомобилей (в том числе легковых). Автодороги всех классов составляют более 230 тыс. км., автобаны — около 12 тыс. км. Торговый флот ФРГ насчитывает 2200 современных морских судов.

 Энергетика
Как отмечает С. Жизнин, в рамках политических и торгово-экономических отношений РФ с ФРГ взаимодействие в ТЭК занимает приоритетное место. В этой сфере проявляется взаимодополняемость экономик России и Германии и взаимная заинтересованность двух сторон в дальнейшем развитии этих связей. Именно здесь формируется основа долгосрочного стратегического партнерства между Россией и Германией, а в более широком контексте — между Россией и Евросоюзом.[17]

Существует несколько основных подходов к вопросу о том, как соотносятся между собой энергетическая политика Германии с политикой Евросоюза и России.

Сторонники первого подхода утверждают, что Россия, предложив Германии роль «энергетического перевалочного пункта», поставила Германию в весьма щекотливое положение перед европейскими партнерами: «Российские авансы подвергают Германию повышенной потребности оправдываться перед европейскими соседями, которые опасаются германо-российского энергетического альянса…Северо-Европейский газопровод снижает относительный экономический и политический вес транзитных стран — Белоруссии, Польши и Украины — и одновременно усиливает по отношению к ним властные позиции „Газпрома“», — полагает Р. Гётц.

Таким образом сторонники данного подхода отмечают, что перед ФРГ возникла задача рассеивания недовольства других стран в связи с тем, что эта страна в энергетических отношениях с Россией намерена идти «особым путём».[18]

Ш. Майр полагает, что для обеспечения надёжности поставок газа Германии необходимо действовать в рамках общеевропейской энергетической политики, основными задачами которой являются создание единого европейского либерализованного рынка, развитие международной инфраструктуры, отказ государств от протекционизма в энергетической сфере, создание стратегических запасов газа и развитие общеевропейского механизма урегулирования кризисов и диверсификация источников поставок газа.[19]

Б. Биддер заявляет, что проектом «Северный поток» «государственный концерн России Газпром берёт Европу в оборот…, и в случае начала поставок газа по данному маршруту окончательно потерпят неудачу все попытки сделать Европу менее зависимой от русского газа»[20]

Одним из немногих германских аналитиков, выступающим за развитие энергетического партнерства Германии и России, является Александр Рар. А. Рар осуждает помешательство европейцев на минимализации «энергетической зависимости» от России в ущерб энергодиалогу с Россией: «Если европейцы упустят исторический шанс взаимопроникновения экономик своих стран и России, то в XXI веке пользоваться российским сырьем будут динамично развивающиеся Китай и Индия». Рар характеризует Россию как важнейшее действующее лицо в обеспечении энергетической безопасности Европы.[21]

Новость о строительстве нового газопровода, который пройдет по дну Балтийского моря и напрямую свяжет российских и германских потребителей газа, вызвала бурную реакцию политической и бизнес элиты Европы. Это событие означает перемены в политических взаимоотношениях России и Германии с одной стороны, а с другой — России и ЕС в целом. Считается, что в проекте «Северный поток» тесно переплелись политические и экономические, общеевропейские и двусторонние российско-германские интересы.

Германия первой поддержала проект Северного потока по следующим причинам:

Этому способствовал невероятно быстрый рост цен на энергоносители, а также стагнация германской экономики, угрожающая ей серьёзным экономическим и политическим кризисом.
Свою роль сыграли личные отношения между лидерами России и Германии. На газовых рынках обеих стран лидирующие позиции занимают крупные государственные компании: «E.ON Ruhrgas», «Wintershall Holding» в ФРГ и «Газпром» в России. Протекционистская политика и личные связи Шрёдера и Путина способствовали тому, что эти крупные германские компании заняли привилегированные позиции при подписании соглашения о «Норд-Стриме».
После расширения Евросоюза новые члены — страны Центральной и Восточной Европы — рассчитывали на роль стран-транзитёров российского газа. Разумеется, Германия сама была не прочь занять столь выгодное геостратегическое положение. «После сооружения этого газопровода Германия станет главным распределителем российского газа в Европе».
Многие европейские аналитики критикуют политику Шрёдера (1998—2005) в отношении России. По их мнению, Шрёдер использовал личные связи с администрацией Путина для развития российско-германского партнёрства в энергетической сфере, в частности, в запуске проекта «Северный поток». Личная заинтересованность Шрёдера в проекте «Норд-Стрим» объясняется также тесными связями правительства Шрёдера с бизнес-элитой ТЭКа Германии. Между тем, Шрёдер увидел в российском предложении не только возможность связать определённые компании взаимовыгодными контрактами, но и политическую перспективу.

В. Милов, президент Института энергетической политики, оценивает роль Шрёдера как «политического тяжеловеса европейского уровня, который будет продвигать проект Северный поток в Европе».[22]

«Превосходство экономики над политикой и политика, основанная на личной заинтересованности», — так характеризует правительство Шрёдера Кирстен Вестфаль. По мнению аналитика, политика правительства Шрёдера в 1998—2005 гг. была дрейфом от многостороннего общеевропейского подхода к односторонней погоне за прибылью.[23]

Тем не менее, «особые отношения» между двумя государствами и их лидерами всё-таки принесли свои плоды. Многие страны Евросоюза теперь воспринимают Россию как самостоятельного игрока и партнера. Однако в Европе до сих пор существует очень сильное политическое лобби, которое боится России, аргументируя это тем, что «Газпром» является государственной монополией и, следовательно, ему вообще не место на либерализующемся и демонополизированном европейском рынке. «Дело в том, что в Европе не ждут ни российской конкуренции, ни русского экономического гиганта», — комментирует А. Рар.

Итак, с одной стороны, при Шрёдере «особые отношения» России и Германии получили новое политико-экономическое измерение в ущерб согласованной европейской политике. С другой стороны, именно благодаря им на повестку дня в отношениях России и Евросоюза вышли экономические аспекты сотрудничества, и Евросоюз признал статус России как страны с рыночной экономикой в 2002 году

«Строительство нового газопровода — это большой прорыв в пользу тех сил, которые выступали за более тесные отношения с Россией, за то, чтобы подключить Россию к большим европейским процессам», — полагает А. Рар.[24]

Говоря о роли личностного фактора в развитии стратегического партнерства России и Германии в области энергетики, стоит упомянуть недавнюю встречу А. Меркель с В. Путиным и Д. Медведевым, на которой также обсуждался проект Северного потока.

«Важный итог визита Меркель в Москву — выработка общей позиции по реализации проекта газопровода „Северный поток“ и развитию экономического взаимодействия. Меркель понимает, что в мире и Европе есть много не решаемых без участия России проблем. Тем более, если речь идет об энергетической безопасности континента, и Германии в том числе. А энергетическая безопасность сегодня в значительной степени больше политическая, чем частная экономическая проблема», — заявил председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов.[25]

Германские приоритеты двустороннего стратегического русско-германского сотрудничества и широкая вовлеченность государства в конкретные проекты в энергетике привели к преобладанию принципов геополитики на региональном рынке над принципом многостороннего европейского сотрудничества. Особую роль в развитии «особых отношений» России и Германии сыграла личная заинтересованность Шрёдера в проекте, что объясняется тесными связями правительства Шрёдера с бизнес-элитой ТЭКа Германии. Стало очевидно, что Германия строит свою политику прежде всего исходя из национальных интересов, отодвигая европейскую общую энергетическую политику на задний план. В то же время, именно благодаря «особым отношениям» России и Германии на повестку дня в отношениях России и Евросоюза вышли экономические аспекты сотрудничества, и Евросоюз признал статус России как страны с рыночной экономикой в 2002 году.

Стоит признать, что Германия не учла интересы новых стран-членов ЕС, оставшихся в стороне от такого важного проекта, как Северный поток из-за желания играть роль основного «распределительного центра» российского газа европейским потребителям.

Из-за реализации проекта Польша, Латвия, Литва и Эстония утратят свое геополитическое положение транзитных стран, станут более зависимыми от установленных в ходе переговоров Германии и России цен, сроков и объёмов поставок газа. Итак, проект Северный поток подлил масла в огонь и так непростых отношений России с Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией.

 Занятость населения
В начале XXI века в Германии наблюдается высокий уровень безработицы и относительно низкие показатели роста экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит в восточных землях. Поиск причин экономического упадка разделил общество на две части. Одни считают, что причиной экономического кризиса является обилие социальных выплат и их размеры. Другие винят в этом растущую разницу доходов среди населения, которая привела к снижению внутреннего спроса. С 2006 года наблюдается снижение уровня безработицы. Согласно официальным данным, в 2006 году среднее число безработных составляло 4,49 млн (10,9 % трудоспособного населения Германии). Это на 370 000 меньше, чем в 2005 году.[26]

О становлении рыночной экономики и индустриализации в Германии за последние 200 лет можно прочитать в книге «Модернизация Европы» (глава «Германия»).

 Население
Основная статья: Население Германии
Федеративная Республика Германия по площади лишь немногим больше соседней Польши, но по численности населения в два раза превосходит её. В 2004 году 82,5 миллионов жителей. Германия —- самая населенная страна Евросоюза[27], и вторая по численности населения в Европе после Российской Федерации.

Как во многих развитых странах мира, рождаемость в Германии ниже уровня воспроизводства населения. Уже с 1972 года рождаемость в Германии стала ниже смертности. В 2004 г. на 1000 жителей родились 8,5, а умерли 9,9.

Годовой прирост населения за 2007 год — 0,12 %

Численность сельского населения — менее 10 %, почти 90 % населения Германии проживает в городах и прилегающих к ним урбанизированных районах.

Численность населения крупных городов (по данным на 2008 год): Берлин — 3424,7 тыс. чел; Гамбург — 1773,2 тыс. чел; Мюнхен — 1315,4 тыс. чел; Кельн — 996,7 тыс. чел; Франкфурт-на-Майне — 670,6 тыс. чел.

 Структура населения
Подавляющее большинство — немцы (92 %). В землях Бранденбург и Саксония проживают лужицкие сербы (100 тыс.) [28], в северных районах земли Шлезвиг-Гольштейн — датчане (50 тыс.) [29]. В стране насчитывается 6,75 млн иностранных граждан, из которых 1,749 млн — турки, 930 тыс. — граждане республик бывшей Югославии, 187,5 тыс. граждане РФ и 129 тыс. граждане Украины[30].

Начиная с 1988 г. в ФРГ из постсоветских государств на постоянное место жительства прибыли 2,2 млн переселенцев немецкого происхождения[31] и 220 тыс. человек контингентных беженцев[32] (включая членов их семей), составив таким образом одну из крупнейших русских диаспор мира[33][34].

Численность мусульманского населения Германии составляет 3,2 — 3,5 миллиона человек, хотя эта цифра иногда оспаривается. По некоторым другим данным, в Германии постоянно проживают 4,3 миллиона мусульман, из них примерно 63,2 процента — турецкого происхождения.[35]

 Языки
Официальным литературным языком и языком делопроизводства является немецкий язык. Наряду с этим население использует нижне-, средне- и верхненемецкие диалекты (10 основных и более 50 локальных[36]), на которых говорят также жители приграничных районов соседних государств; сами диалекты зачастую настолько отличаются от литературного языка, что кроме их носителей их понимают только специалисты. Существуют смешанные говоры. К признанным языкам национальных меньшинств относятся датский, фризский и лужицкий, а также в качестве регионального языка — нижнесаксонский (нижненемецкий) язык, который с 1994 признан ЕС.

Русским языком в той или иной мере владеет около 6 млн человек[33], в том числе более 3 млн. — переселенцы из стран бывшего СССР[33][37] (и их потомки), преимущественно из Казахстана, России и Украины. Также в Германии говорят на турецком (2,1 млн)[38], на языках народов бывшей Югославии (720 000)[38], итальянском (612 000)[38] . Мигранты, не владеющие немецким языком, зачастую оказываются в информационном вакууме и/или попадают в зависимость от источников информации.

 Вероисповедание и мировоззрение
Основная статья: Религия в Германии
 
Мартин Лютер — основатель немецкого протестантизма (лютеранства)Свобода совести и свобода вероисповедания гарантирована германской конституцией.

Большинство немцев — христиане, при этом католики составляют 32,4 %, лютеране — 32,0 %, православные — 1,14 %. Небольшая часть верующих принадлежит к христианским деноминациям — баптисты, методисты, верующие Новоапостольской Церкви — 0,46 % и приверженцы других религиозных течений.

Часть верующих составляют мусульмане (около 3,2 млн или 3,8 %; см. карту), Свидетели Иеговы (около 164 000 или 0,2 %) и члены иудейских общин (около 100 000 или 0,12 %). Около 31 % немецкого населения, преимущественно на территории бывшей ГДР, атеисты (там 70 %).

Германия была обращена в христианство во времена франков. Крестителем Германии считается святой Бонифаций, бывший епископом Майнца и обративший в христианство значительную часть современной Германии (претерпел мученическую смерть от язычников в 754 году). В начале XVI века в Германии и Швейцарии началась реформация церкви, в основе которой лежали учения Ульриха Цвингли (Ulrich Zwingli) и Мартина Лютера (Martin Luther). В результате реформации и религиозных войн, сопровождавших её (главной из которых была Тридцатилетняя война 1618—1648 гг.), Германия разделилась на католические и протестантские (лютеранские) регионы. Главным принципом, закрепленном в Аугсбургском религиозном мире (1555), стал принцип «cuius regio euius religio» («чья власть, того и вера»), то есть подданные того или иного феодала были обязаны принимать его веру: католическую или протестантскую.

 Профсоюзы Германии
Среди европейских моделей социального партнерства одной из самых успешных и стабильных является германская.

Формирование системы социального партнерства в Германии берет свое начало в конце XIX века. Важную роль в Германии играют традиции взаимодействия социальных партнеров, опыт бесконфликтного решения проблем, высокой гражданской сознательности. К середине XX века была разработана система, включавшая страхование от безработицы, государственные меры по содействию занятости, переговорный механизм между профсоюзами и союзами работодателей (тарифная автономия) и т. п.[39]

«Германская» модель предусматривает заключение большого количества отраслевых соглашений, что практически нейтрализует переговоры на уровне предприятия. Согласно Основному закону «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным государством» и путём принятия соответствующих законов государство в значительной степени определяет рамочные условия в области социально-трудовых отношений.[40]

Итак, Государство способствует созданию необходимых условий для разрешения конфликтов, и законодательно распространяет коллективные договоры на «неюнизированных» занятых.

Трудовое законодательство Германии также находится на высоком уровне развития. Одной из особенностей германских профсоюзов является то, что на предприятиях Германии нет первичной профсоюзной организации, а есть представитель профсоюза. Он состоит в производственном совете предприятия. Производственный совет предприятия налаживает контакты между администрацией и профсоюзами. В отношениях между работодателями и работниками эти советы не имеют права вставать на чью-либо сторону. Они не могут организовывать забастовки, и призваны отстаивать интересы компании в целом. Такие производственные советы есть во всех отраслях экономики.[41]

В Германии 85 % всех рабочих, являющихся членами каких-либо профсоюзов, входят в Объединение Немецких Профсоюзов (DGB)

Объединение немецких профсоюзов — самая крупная (6,6 млн членов) и влиятельная профсоюзная организация Германии, созданная ещё в 1949 году. Объединение Немецких профсоюзов представляет интересы рабочих в частном и общественном секторе, служащих и чиновников. Оно состоит из восьми отраслевых профсоюзов:

промышленный профсоюз «Строительство-Аграрное хозяйство-Экология» (IG Bauen-Agrar-Umwelt);
промышленный профсоюз «Горное дело, Химическая промышленность, Энергетика» (IG Bergbau, Chemie,Energie);
профсоюз «Воспитание и Наука» (Gewerkschaft Erziehung und Wissenschaft);
промышленный профсоюз «ИГ Металл» (IG Metall);
профсоюз «Питание-Деликатесы-Рестораны» (Gewerkschaft Nahrung-Genuss-Gaststätten);
профсоюз Полиции (Gewerkschaft der Polizei);
профсоюз Железнодорожников TRANSNET
Объединенный профсоюз работников сферы услуг (Verdi)
В своей программе Объединение германских профсоюзов придерживается идеи социальной солидарности, то есть выступает за справедливое распределение рабочих мест и доходов, социальных субсидий, льготы, развитие фондов накопления, борьбу с безработицей, равные шансы на успех независимо от происхождения, цвета кожи и пола — доля женщин в ОНП — 31,9 %.

В экономике ОНП поддерживают концепцию социальноориентированной рыночной экономики, отвечающей интересам сложившихся общественных структур.[42]

ОНП является членом Европейской профсоюзной конфедерации, Международной конфедерации свободных профсоюзов, Совещательного комитета при ОЭСР и представляет германское профсоюзное движение в ЕС, ООН, МВФ, ВТО и МОТ.

Их лозунг — «Сохранить социальное государство через реформу» Среди других приоритетов можно назвать развитие инфраструктуры и государственного сектора коммунальных услуг, поддержание высокого качества жизни. Особая роль в этом, по мнению ОНП, принадлежит государству: активное государственное вмешательство служит гарантом социального порядка и справедливости.

ОНП выступают против всеобщей приватизации и дерегуляции и призывают к перераспределению ответственности по регулированию рынков между профсоюзами и государством. Необходимо ограничить приватизацию, чтобы граждане не расплачивались за ошибки государства, связанные с продажей в частные руки высокодоходных бизнес-сфер.

Государственный сектор должен также решать вопросы экологии и задавать нормы в экономической и социальной сферах.

Особо подчеркивается роль местного самоуправления в общественной жизни как формы участия граждан в политике. Создание рынка доступного жилья, учитывающего возможности людей с низкими доходами- одна из основных задач государственного «социального строительства».

Ключевые задачи социальной политики:

Гарантия возможностей трудоустройства
Предотвращение бедности и связанной с ней социальной изоляции
Интеграция инвалидов, предотвращение их социальной и профессиональной изоляции
развитие доступного здравоохранения, поддержка семьи, школьного образования.
защита пожилых, развитие системы фондов социального страхования (фонды накопления), повышение социальных выплат (увеличение федеральных пенсионных субсидий), льготы, фонды накопления, борьба с безработицей.
Германский союз чиновников и тарифный союз (DBB)
(Федеральный председатель — Питер Хэзн)

«Близость — наша сила» — утверждает о себе Германский союз чиновников. DBB представляет тарифно-политические интересы служащих государственного сектора и частного сектора. Профсоюз насчитывает более 1,25 млн членов. Этот профсоюз поддерживают 39 других профсоюзов и 16 государственных организаций.

Название недавней программы профсоюза — «Вызовы будущего — создавая возможности». DBB заявляет, что для него «Люди на первом плане», и призывает к борьбе с сокращением рабочих мест. Профсоюз позиционируют себя как объединение реформаторов. «Реформы не через экономию средств… Прежде всего права людей. Важен каждый индивид» DBB, как и ОНП, выступает за равные возможности для всех, особенно в вопросах гендерного равенства (например, в DBB состоят 320 000 женщин и 150 000 представителей молодёжи в возрасте 16-27 лет)

DBB выражает озабоченность наметившимся дефицитом государственного финансирования.

В 2003 году Конгресс Союза в Лейпциге DBB представил программу «Реформистская модель XXI века». В ней содержатся предложения по долгосрочной, дружественной по отношению к гражданам реконструкции государственного управления.

DBB предлагает «новую модель карьеры»:

В соответствии с образованием и опытом каждый может занять подобающий пост
Гибкий график работы
Реформа трудового законодательства о зарплате и рабочем времени
Против лозунгов типа «увеличим рабочие часы, откажемся от государственных праздников»
Сохранение рабочих мест для рабочих и служащих
защита доходов населения в соответствии с экономической ситуацией в стране
распространение условий труда западногерманских земель на восточногерманские (высокая зарплата, социальные гарантии, фиксированная рабочая неделя и т. п.)
Организация работы служащих в соответствии со способствующим успеху и производительности труда должностным правом
оплата, соотнесенная с производительностью труда
автономия в переговорах по поводу повышения зарплаты и всесторонних трудовых договоров во всей стране
Высокопроизводительное и гуманное управление принятыми на работу служащими[43].
Профсоюз тесно сотрудничает с ЕС в вопросах трудового законодательсва. В 1991 году DBB участвовали в создании Европейской конфедерации профсоюзов (8 млн членов)

Ассоциация Христианских профсоюзов Германии

Данный профсоюз представляет интересы религиозных работников и чиновников. Ассоциация Христианских профсоюзов Германии (CGB) — третье по величине объединение профсоюзов в ФРГ. Под его началом работают 16 отдельных тарифных переговорных сторон самых различных отраслей, таких как железные дороги, гостиничное дело или сельское хозяйство. CGB выступает за распространение христианских ценностей на трудовую жизнь. В своей программе CGB подчеркивает, что CGB-добровольное объединение самостоятельных профсоюзов. Основные приоритеты CGB:

реализация христианско-социальных ценностей в работе, экономике, государственной жизни и обществе
защита социально уязвимых слоев населения, общественное единение.
свобода объединений/союзов в соответствии с Основным законом (рабочие могут выбирать любого представителя для защиты своих интересов)
поощрение профсоюзного плюрализма в Европе и ФРГ
Права и свободы человека- главная ценность правового государства, против всех видов экстремизма
Профсоюз также выступает за развитие модели социальной рыночной экономики, сочетающей преимущества конкурентной экономики с социальной ответственностью. CGB призывает развивать социальное партнерство работников и работодателей. Личная производительность — это основа для справедливой оценки работы. Особое внимание должно уделяться людям с ограниченной трудоспособностью.[44]

Что касается христианских ценностей, воскресенье должно оставаться днем отдыха как важная основа христианского уклада жизни.

CGB выступает за минимальное государственное вмешательство в тарифную автономию. Задачей по-христиански-социальной тарифной политики является обеспечить справедливое участие в общественном производстве рабочим.

Семья является основой общества, необходимо активизировать социальную политику по поддержке института семьи.

Сохранение и создание рабочих мест определяют тарифную политику CGB. CGB исключает политические забастовки как средство отстаивания интересов рабочих, и выступает в защиту прав рабочих в участии управлении предприятием и за справедливую налоговую систему, «нагружающую все общественные группы соответственно их платежеспособности».

Расширение Европейского сообщества ставит ФРГ перед большими вызовами, прежде всего в экономической и социальной политике. CGB выступает за выравнивание условий жизни всех стран ЕС с учетом особенностей государств-членов.

Объединенный профсоюз работников сферы обслуживания

Насчитывает свыше 2 млн членов. Представительство наемных работников было вызвано к жизни в 2001 г. путём слияния пяти отдельных профсоюзов из сфер экономики: финансовые услуги, муниципальные службы, логистика, торговля и СМИ. Состоит из 13 отраслевых подразделений и обширных сетевых организаций[45]

 Система социальной защиты населения
 Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. 

Существовавшая в ФРГ модель социальной защиты (имеет название «корпоративная», «континентальная», «консервативная» или «бисмарковская») считается одной из наиболее эффективных среди европейских стран. Германия была первой страной, которая ввела систему социального страхования. Ещё в 80-е годы XIX века при Бисмарке были приняты три закона, которые легли в основу этой системы: закон о страховании по болезни лиц промыслового труда, закон о страховании от несчастных случаев на производстве и закон об инвалидности и страховании по старости (1891 год).

В начале XX века развитие социального страхования привело к снижению пенсионного возраста до 65 при наличии 35 лет страхового стажа. Досрочная пенсия по старости (с 60 лет) назначалась шахтерам с многолетним стажем работы.

Современная модель социальной защиты ФРГ сформировалась под влиянием перемен, произошедших в 50-60 годы XX века в ФРГ и изменялась в результате прихода к власти каждой новой партии.

Концепция социальной рыночной экономики была разработана для восстановления экономики ФРГ после второй мировой войны. Её политическая реализация связана с личностями Л. Эрхарда и А. Мюллер-Армака. Термин «социальная рыночная экономика» ввел Мюллер-Армак. Л. Эрхард был первым министром экономики, а затем стал Федеральным канцлером ФРГ. Его историческая заслуга состоит в разработке концепции социального рыночного хозяйства и её конкретной реализации в форме экономической модели ФРГ. Социальной задачей государства становилось не перераспределение социальных благ, а обеспечение рамочных условий деятельности индивидов, поощрение их сознательности, самостоятельности и ответственности за собственное благосостояние. Результатом реализации этих принципов стало «экономическое чудо». Итак, согласно Л. Эрхарду, государство должно оказывать социальную помощь сообразно моральным установкам общества (самым уязвимым и малообеспеченным слоям населения — инвалидам, сиротам, многодетным семьям, пенсионерам), но поддерживать конкуренцию и бороться с иждивенческими настроениями.

После отставки канцлера Л. Эрхарда, во внутренней политике был отдан приоритет кейнсианским методам экономического стимулирования. государство взяло на себя роль распределителя национального дохода.

Во время бурного экономического роста из-за нехватки рабочих рук был разрешён въезд в страну

 
Абенсберг


Айзенах


Айзенхюттенштадт


Айльслебен


Айнбек


Альтена


Альтенберг


Альтенкирхен


Альфельд


Амберг


Ангермюнде


Андекс


Анклам


Ансбах


Ауб


Аугсбург


Ауэ


Ахаус


Ахен


Ашаффенбург


Бабенхаузен


Бад-Вимпфен


Бад-Кёниг


Бад-Раппенау


Бад-Херсфельд


Бад-Хомбург


Баден-Баден


Бамберг


Бергиш Гладбах


Берлин


Биберах-на-Рисе


Билефельд


Биттерфельд


Бонн


Ботроп


Бохум


Брауншвайг


Бремен


Бремерхафен


Бюкебург


Веймар


Вейсенфельс


Вердау


Верден


Верль


Вернигероде


Вецлар


Випперфюрт


Висбаден


Виттен


Виттенберг


Вольгаст


Вольфсбург


Вормс


Вупперталь


Вюрцбург


Гайленкирхен


Галле


Гамбург


Ганновер


Гархинг


Гейдельберг


Гельзенкирхен


Гера


Гёппинген


Гёрлиц


Гёттинген


Гиссен


Гота


Грайфсвальд


Дамме


Дармштадт


Дассов


Даун


Дахау


Деггендорф


Дельбрюк


Дессау


Детмольд


Дибург


Дормаген


Дорстен


Дортмунд


Дорфен


Драйайх


Дрезден


Дудерштадт


Дуйсбург


Дюльмен


Дюрен


Дюссельдорф


Зальцгиттер


Зарлуи


Зиген


Золинген


Зуль


Ильменау


Ингольштадт


Иоахимсталь


Йевер


Йена


Йерихов


Йесниц


Йессен


Йёштадт


Йохангеоргенштадт


Йютербог


Кайзерслаутерн


Карлсруэ


Карлштадт


Кассель


Кведлинбург


Кёльн


Киль


Кирхгаймболанден


Клоппенбург


Кобленц


Кобург


Констанц


Котбус


Крефельд


Кройцбург


Ландау на Изаре


Ландау-ин-дер-Пфальц


Ландсберг


Леверкузен


Лейпциг


Лимбург-на-Лане


Линдлар


Любек


Людвигсхафен


Люнебург


Магдебург


Майнц


Мангейм


Марбург


Марктль


Мейсен


Мёнхенгладбах


Мёрс


Мёссинген


Мюльхайм-на-Руре


Мюнстер


Мюнхен


Нидегген


Ноймюнстер


Нойс


Нойштадт-ан-дер-Вайнштрассе


Нюрнберг


Оберурзель


Оберхаузен


Оберхоф


Ольденбург


Ордруф


Оснабрюк


Оффенбах


Падерборн


Плауэн


Потсдам


Пфорцгейм


Рамштайн-Мизенбах


Раштатт


Регенсбург


Реда-Виденбрюк


Реклингхаузен


Ремшайд


Ринтельн


Ройтлинген


Росток


Рупольдинг


Саарбрюкен


Торгау


Трир


Тюбинген


Ульм


Фрайберг


Фрайбург


Франкфурт-на-Майне


Франкфурт-на-Одере


Фридланд


Фридрихсхафен


Фульда


Фюрстенфельдбрук


Фюрт


Хаген


Хайльбронн


Хамм


Ханау


Хемниц


Херне


Хильдесхайм


Целле


Цербст


Цойленрода


Шван


Шверин


Шпайер


Штайнфурт


Штарнберг


Штендаль


Штольберг


Штральзунд


Штутгарт


Эбербах


Эггенфельден


Эйзенах


Эккернфёрде


Эммерих


Энген


Энгер


Эннигерло


Эппельхайм


Эппинген


Эппштайн


Эрбах


Эркрат


Эрланген


Эрфурт


Эслинген


Эссен


Эттенхайм


Эттлинген


Эшборн


Юлих


Ярмен


 
 
Главная   | Контакты  |  О проекте вверх ˆ
Copyright © stranyigoroda.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100